Каждый год в странах бывшего СССР отмечают эту дату — 15 февраля, день вывода ограниченного контингента советских войск из Демократической Республики Афганистан. Решением Правительства Советского Союза это произошло в 1989 году, но до сих пор мы не можем отпустить в прошлое трагические моменты войны, которая принесла горе во многие семьи. Житель с.Кирово Виктор Мустафин — из числа наших земляков, знающих о войне из личного опыта, сегодня он делится с читателями своими воспоминаниями о службе в рядах воинов-интернационалистов.
— У тех, кто служил в ДРА, не стираются воспоминания о том тревожном времени, боль не уходит, она лишь притупляется… Глядя с высоты прожитых лет, задумываясь о пережитых нами в Афганистане опасных моментах, когда в два счета можно было расстаться с жизнью, понимаешь, что молодость не знала страха, воспринималось все по другому. Адреналин, молодая энергия и силы помогали в трудные моменты. В чужой стране все казалось интересным, любопытным, необычным. О плохом не думали, просто выполняли свой долг, — рассуждает Виктор Ноньевич Мустафин, с которым мы встретились накануне памятной даты.
Обычный парень родом из села с таким прекрасным названием — Мирное, входившем в состав совхоза им.Кирова, вряд ли думал о том, что будет участником войны, станет ценить мирную жизнь намного больше, чем его современники. После школы он и его двое товарищей из с.Мирное устроились работать механизаторами в совхоз, и завершив вместе с сельчанами первую уборочную страду, втроем поступили на учебу в школу ДОСААФ, приобрели профессию «Водитель». Первым из тройки товарищей в ряды Советской армии призван Виктор. Сначала прибыл в райвоенкомат, затем Кокчетавский горвоенкомат. Еще не знал Виктор, куда его направят на службу, но постоянный скрупулезный отбор из набранных призывников, наталкивал на мысль, что это не спроста. Виктор в «отсев» не попадал, по своим данным проходил дальше.
Отобранных переправили в г.Сарань Карагандинской области, где проходили курс молодого бойца. Здесь снова задумался о своем предназначении, когда начали обучать тому, как вести себя за границей. Старшие сослуживцы намекали, что отправят в Афганистан. Помнит Виктор Ноньевич день отправки в аэропорту, когда температура понизилась до — 30°C, замерзали, в том числе и в самолете. Через время пилот объявил, что пересекли границу СССР и летим над территорией Афганистана, скоро будет жарко.
Спускаясь по трапу на афганскую землю, увидели иной мир: новый ландшафт, коренных жителей в диковинной одежде — в чалмах и халатах, температура воздуха стала уже +30°C, на военном аэродроме, куда приземлились, было постоянное движение. Все это произвело сильное впечатление.
— Нас сразу же распределили по местам, я попал в отдельный противотанковый дивизион. После адаптации я, имея права водителя, нес службу в автовзводе по материальному обеспечению, то есть доставляли все необходимое своему дивизиону, который осуществлял охрану маршрута Шиндант-Кандагар (около 200 км). Эту асфальтобетонную трассу строили советские инженеры, там даже им памятник стоял. Наши всегда считались хорошими специалистами. Конечно, находились мы все в полной боевой готовности, с оружием, выходили на операции, бывали стычки и обстрелы. Иной раз не обходилось без раненных и погибших. Случаи бывали всякие. Не знаешь, где тебя подстерегает опасность. К примеру, останавливали на осмотр автобусы, в одну из таких проверок, когда отпустили транспорт, наш проверяющий упал, мы не заметили, как его убили. Дерзость противника нас поражала не раз. Стреляли часто не в открытую, а из засады. В частности, при продвижении наших колонн из зеленых насаждений населенного пункта могли вести по ним обстрел. Всего я прослужил 2 года и 2 месяца. Свыше срока получилось, так как не было замены, — рассказывает собеседник.
Кроме гибели в ходе войны, подстерегали советских солдат и другие опасности. Жаркий климат способствует развитию различных инфекций. Нужно было тщательно соблюдать все инструкции командования, быть ответственным и осторожным, чтобы не подпортить свое здоровье. Можно было заразиться гепатитом и прочими болезнями. Так, по словам В.Мустафина, одного из сослуживцев транспортировали на лечение в Ташкент. Именно там после демобилизации Виктор встретил своего товарища.
Отслужив, Виктор Ноньевич вернулся в родные места, трудился в качестве водителя, тракториста, работал в строительной организации, местном ТОО, кроме того, занимается домашним хозяйством, с супругой вырастил двух сыновей, теперь радуется появлению двух внуков. Имеет награды — медали «За боевые заслуги», «От благодарного афганского народа», знак «Воину-интернационалисту», юбилейные медали.
Время проходит, но память хранит прошлое, при встрече афганцы с ностальгией вспоминают товарищей по службе, с которыми пережили немало трудностей, прошли суровую школу жизни. Несмотря на то, что многие участники боевых действий не достигли еще пенсионного возраста, их ряды уже достаточно поредели. Война отложила отпечаток и на здоровье выживших.
Сегодня Виктор Ноньевич часто сравнивает свое поколение и нынешнюю молодежь, искренне переживает, что современные молодые люди утратили многие качества, которые были присущи их сверстникам в ХХ веке. Нынешним мальчишкам и девчонкам не хватает ответственности, часто они дают пустые обещания, скоры на выводы и решения, которые потом оказываются ошибочными.
— Хотелось бы, чтобы молодежь больше уважала старших, любила свою родину, свой край, была честной и справедливой, чувствовали ответственность за свои действия и поступки. А еще, чтобы ориентировалась в бесконечном потоке интернет-информации, отличали негативное от положительного. Побывав на войне, глядя на сегодняшние конфликты между странами, хочется донести всем людям, что разрешать противоречия нужно за круглым столом, а не на поле боя, — заключил Виктор Ноньевич.
С истиной — не поспоришь.
Алла Бочкор