Ежегодно в первое воскресенье августа в Казахстане отмечается День работников транспорта. Причастна к этому профессиональному празднику целая армия казахстанцев, представителей водного, автомобильного, железнодорожного и авиационного транспорта. Невозможно в двух словах выразить значимость транспортной инфраструктуры для страны, но особую роль в экономике государства играет система стальных путей, по которым доставляют на поездах различные грузы и перевозят пассажиров. Железнодорожное сообщение Казахстана берет свое начало еще в 19 веке, за это время отрасль развивалась и крепла, с момента обретения независимости стальные артерии находятся в ведении современного холдинга, состоящего из целого ряда компаний. В этом году национальной компании АО «НК «Қазақстан темір жолы» исполнилось 25 лет. Неотъемлемой частью структуры компании является станция Тайынша. 100 лет назад построена магистраль Петропавловск-Кокшетау, ставшая первой железной дорогой советского периода в КазССР, вековой юбилей и у нашей станции, возникшей на этом участке пути. Старожилы помнят одинокий деревянный домик в степи, около которого останавливался паровоз, станция Тайынша сегодня — это высокотехничный организм, действующий бесперебойно в системе транспортных сообщений, его работу обеспечивает коллектив во главе с начальником Ержаном Рахимовым.
Магистраль Петропавловск-Кокшетау и станция Тайынша, как и другие подобные объекты и участки железнодорожной системы Казахстана, выполняют свою роль в развитии края и страны в целом. И за этим стоят люди, влюбленные в свою профессию, занятые трудным и ответственным делом, посвятившие ему всю свою жизнь. Трудятся десятки лет целые поколения железнодорожников! Да, станция Тайынша, в механизме которой действует 12 организаций, славится своими тружениками, их верностью выбранной стезе, трудовыми династиями, такими как Рахимовы, Сентюжановы, Михейкины, Кабулганиевы, Нурушевы, Руденко, Ламеховы, Кусаиновы, Болебаевы, Мусины и многие другие. В этом числе и семья, стоящего у руля организации, начальника станции Тайынша, Ержана Болатовича Рахимова, он тоже представитель династии железнодорожников и родом из Тайыншинского района, где и познавал азы профессии после получения первоначальной специализации, затем Академии логистики и транспорта им. М.Тынышпаева (г.Алматы). Пять поколений его рода, его родители, брат и сестра отдали предпочтение железнодорожному делу. Общий стаж династии Рахимовых — около 170 лет. Почти 20 лет в этой системе трудится Ержан Рахимов, с 2014 года является начальником станции Тайынша, за время работы неоднократно получал различные награды и благодарности, поощрения руководства компании.
Профессионализм и опыт руководителя благотворно влияют на работу организации, по всем показателям выполняемость требований — выше 100%, и хочется с гордостью отметить, что станция Тайынша — в числе лучших, в этом и заслуга большого коллектива наших железнодорожников. Слаженно действуют работники ДС, ПЧ-15, ШЧ-12, ЭЧ-6, ВЧД-34, ПЧЛ, ЛОП, ТрансТелеКома, Вокзал-сервиса, ТД-5, ГПХ, службы пассажирских перевозок и прочие смежные службы станции. Все эти формирования с мудреными названиями имеют свои функции, сводящиеся к одному знаменателю: обеспечение бесперебойного и безопасного движения железнодорожного транспорта. Труженики ЖД знают работу до тонкостей, проверены временем, преданы и надежны. Их стараниями мы благополучно и безопасно ездим на поездах.
— В этом году станция Тайынша отмечает вековой юбилей, свое 25-летие — АО «НК «Қазақстан темір жолы», у нас пройдет ряд интересных мероприятий, спортивных соревнований, планируются награждения работников в рамках знаменательной даты и профессионального праздника, — делится Е.Рахимов.
Ержан Болатович подчеркивает, что немало железнодорожников отличается любовью к спорту, участвуют в чемпионатах по футболу, гиревому спорту.
Станция Тайынша является станцией III класса, ранее она носила статус участковой, сейчас — промежуточной. Здесь трудится 220 человек, обслуживается участок железной дороги от Петропавловска до станции Чаглинка, в этом промежутке находится 9 станций. На станции Тайынша имеется 18 подъездных путей.
В любое время года работники трудятся в активном режиме, все организации готовы к зиме, на участке Смирново-Кауданды проводится замена шпальной решетки на современную конструкцию, так называемые «километровые плети», для того, чтобы на пути было меньше стыков. Также проводятся летние путевые работы.
— На станции постоянно идут массовые погрузки продукции ТОО «BioOperations» — глютен, крахмал, биоэтанол. Последнего продукта в среднем в месяц отправляется до 40 цистерн. Кроме того, идет погрузка и выгрузка зерна, муки, отрубей, стройматериалов, ГСМ, угля, техники, удобрений и прочего. Словом, находимся в постоянном движении. При этом соблюдаем все соответствующие требования, технику безопасности, нарушений и травматических случаев, сходов составов нет. Хороших показателей в работе позволяет добиться переход нашей работы на современный уровень, у нас все модернизировано, практикуем безбумажные технологии, используем в работе различные новые компьютерные программы, обеспечены разными видами связи — поездной, диспетчерской, радиосвязью, обновляем оргтехнику. У нас большой, дружный коллектив, много опытных, заслуженных работников, принимаем и молодежь. В этом году по молодежной программе взяли в штат троих молодых ребят с дальнейшим трудоустройством. Работа в нашей отрасли отличается социальной стабильностью, ежегодно повышается зарплата, теперь есть добавки и по стажу, работники обеспечены зимним и летним обмундированием, — рассказывает собеседник.
Наряду с начальником станции работу коллектива координируют несколько специалистов — это заместитель начальника станции Р. Кусаинов, инженер-технолог 1-й категории О. Трубилко, инженер-технолог по кадрам С. Кауменова. После оптимизации кадров забот по станции каждому прибавилось, но все они отлично справляются со своими обязанностями.
В ходе интервью мне довелось побывать на самом важном объекте станции, где находится пульт управления всей системы. За пультом — один из пяти дежурных — Г.Ламехов, работает на протяжении 38 лет, пришел в организацию сразу после железнодорожного техникума. С тех пор, днем или ночью, в свою смену Григорий Анатольевич занимается приемом и отправлением, формированием и расформированием поездов, подачей их на погрузку и выгрузку, пропуском составов. Все должно быть стабильно по графику движения с точностью до минуты, на таком ответственном посту требуется огромное внимание, точность, оперативность. И мой собеседник знает свое дело, не допускает малейших нарушений. Кроме того, Григорий Анатольевич является председателем цехкома, и эта профсоюзная организация станции Тайынша считается одной из лучших в республике. Умеют здесь работать и заботятся о людях по-настоящему. Свадьбы, отдых в санатории, протезирование зубов, праздники и мероприятия не обходятся без финансового участия цехкома, и это здорово, что есть помощь, что своих работников уважают здесь не на словах, а на деле.
Релейное помещение — сердце всей системы управления станции. Здесь трудится 38 лет один из опытнейших работников — электромеханик СТБ С. Бойко. Вместе с ним — механики и монтеры О. Евсюков, С. Ушаков, Ю. Молодовский, каждый из них — профессионал со стажем в два десятилетия. Они в ответе за то, чтобы сложный механизм пульта работал исправно.
Стоит упомянуть и супружескую пару механиков СЦБ Г. Отарбаеву и М. Болебаева, молодыми специалистами они после университета пришли трудиться сюда, за их плечами уже 15-летний опыт работы. В этом году уходит на заслуженный отдых А. Абильмажинова, она более 18-ти лет добросовестно выполняла обязанности кассира товарного. Следует назвать и старшего кассира О. Кирюхину. Примечательно, что она тоже из династии железнодорожников, их общий стаж составляет более 260 лет. Как представитель семьи, женщина участвует в областном конкурсе династий отрасли и у нее есть все шансы на победу. К слову, в честь юбилея компании ряд работников получит награды. Грамоты от руководства компании удостоена Т. Савеня (стаж 37 лет) и медали к 25-летию АО НК «КТЖ» — Г.Ламехов.
Конечно, мы с вами не видим работу всего большого коллектива, каждый из них, как часовой на посту несет свою службу, каждый из них имеет многолетний багаж знаний, и отдает все силы любимому делу. Все, кто здесь трудится, сознательно сделали свой выбор однажды и на всю жизнь, пошли по стопам родных. Потому здесь все идет своим чередом, планомерно, стабильно, и главное, безопасно! А мы просто садимся в поезд, едем, любуясь видами из окна, зная, что о нас позаботились, за нас все решили. Все в надежных руках тружеников железной дороги!
Алла Бочкор