Ребенок с особыми образовательными потребностями в образовании — это уже не новое для нашего восприятия понятие. Появление данного термина свидетельствует о взрослении нашего общества, его социальности — оно поворачивается лицом к ребенку, имеющему особенности развития.
Инклюзия призвана вытеснить из широкого употребления такие понятия, как «аномальные дети», «дети с нарушениями в развитии», «дети с отклонениями в развитии» и такие слова, как слепой, глухой, даун, спастик, алалик, дизартрик, аутист, которые звучат, как приговор.
В ясли-саде «Болашақ» в работе с детьми с ОПП применяется комплексный подход в системе психолого-педагогического сопровождения, который приносит хороший результат, и, возможно, что вы в дальнейшем будете использовать его в своей практике.
На сегодняшний день в ясли-саде «Болашақ» 12 групп, и практически каждую группу посещают дети с ООП. Сейчас я работаю методистом и осуществляю общую работу ясли-сада, но и как практик, который работал с инклюзивными детьми могу сказать, что грамотно организованная ранняя диагностика, комплексная коррекция и реабилитация открывают для большей части детей с ООП возможности включения в общий образовательный поток.
Чтобы обеспечить комплексный подход, в детском саду «Болашақ» внедрен методический проект «Күш бірлікте», который состоит из шести ключевых направлений.
Нельзя внедрять в практику современные методики и технологии по работе с детьми с ООП, не обеспечив их при этом соответствующим оборудованием. Для повышения эффективности работы с такими детьми обеспечено наличие интерактивных досок. Для внедрения в практику развивающих технологий метода М.Монтессори и проведения коррекционно-педагогической работы с детьми имеется игровое оборудование. Также, дети с ООП нуждаются в физической реабилитации, оздоровляющих процедурах и закаливании. Для этих мер в здании ясли-сада есть бассейн и спортивный зал. Класс казахского языка, кабинеты логопеда и психолога помогают в социализации детей с особенностями в развитии.
Обязательна мотивация педагогов и детей с помощью моральных поощрений. Награждаем грамотами, дипломами, проводим различные профессиональные внутренние конкурсы. Педагоги, работающие с детьми с ООП, принимают участие в конкурсах на районном и областном уровнях.
Ключевой составляющей для профессиональной подготовки дошкольного специалиста является методический кабинет. Кабинет пополняется учебно-методической литературой, в особенности по работе с детьми с ООП, оснащен необходимой нормативно- правовой базой.
Для успешного психолого-педагогического сопровождения детей мы правильно оцениваем возможности каждого ребёнка. По уровню его актуального развития, по выявленным в ходе психодиагностики проблемам, осуществляем разработку индивидуального образовательного маршрута развития каждого ребенка, имеющего особые потребности.
Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста — установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.
Все педагоги, которые сопровождают детей с ООП, должны знать основы коррекционного воспитания и обучения. Работа консультационно-просветительской службы, созданной на базе ясли-сада «Болашақ», помогает педагогам в проведении анализа работы и обмена опытом, что позволяет преобразовать работу с детьми с ООП.
Это и является шестым ключевым направлением в работе данного проекта. Многие педагоги ранее не имели опыта работы с инклюзивными детьми, поэтому организуем консультирование по интересующим их вопросам. Правильно выстроенная система в работе с детьми, имеющими особенности развития, ставит каждого специалиста перед необходимостью повышения своих теоретических и практических знаний.
Систематическая работа по перечисленным выше направлениям помогает создавать и поддерживать атмосферу профессионализма и творчества. У детей наблюдается динамика речевого, психофизического и интеллектуального развития. Родители воспитанников получают квалифицированную психолого-педагогическую помощь в воспитании и развитии ребёнка.
Самал Кабиева, методист ГККП «Яслисад «Болашақ»