Мастер-карбюраторщик на вес золота

Если вашему знакомому или родственнику за 80, то радостно уже только за то, что он передвигается самостоятельно. Но есть особая категория людей почтенного возраста: с них хочется брать пример, восхищаться их активностью, трудоспособностью, талантами и умениями, которые они продолжают применять в жизни, помогая другим. Сегодня речь пойдет об автомобильном мастере, которого можно назвать, учитывая его годы, феноменом. Это житель г.Тайынша, труженик тыла, Алексей Федоренко. 15 августа он отметит свой 90-летний юбилей. Светлый ум, технические знания седовласого механика до сих пор служат во благо тех, кто является владельцем российского автомобиля с устаревшей системой питания, то есть оснащенного карбюратором — такой проблемной деталью, которую нужно уметь чистить и регулировать. А герой нашей публикации — именно такой умелец!

Встретиться с этим умельцем не составляет труда, домик его давно знают в городе Тайынша. Мало того, Алексей Григорьевич — известная личность и во всем районе. Частенько механики с СТО нашего райцентра советуют владельцам росавто посетить карбюраторщика Федоренко, уж он-­то найдет причину, скрупулезно переберет и наладит механизм. Прибыв к дому почтенного мастера, я даже не удивилась увиденному: он в окружении нескольких молодых людей склонился под открытым капотом автомобиля и производил какие-­то манипуляции, орудуя инструментом, рядом ждал своей очереди хозяин машины «Жигули», стоящей поблизости. Как оказалось, Алексей Григорьевич в зимнее время не часто этим занимается, нет соответствующих условий для ремонта, но январский день оказался погожим и теплым, поэтому он откликнулся на просьбы автомобилистов.

История появления семьи Федоренко в Тайынше, как и у многих наших земляков, связана с репрессиями 30­-ых годов. Этот период глобальной чистки в истории СССР называют «Ежовщина». Отца Алексея, как мыслящего и грамотного человека, а потому неблагонадежного, даже не смотря на то, что он являлся членом КПСС, выслали вместе с супругой и тремя детьми из Приморского края, куда в начале века пришел ходоком из Украины в поисках лучшей доли дед моего собеседника. Помнит Алексей, как ехали в телячьих вагонах, как прибыли на станцию Тайынша и поселились в Ново-­Сухотино. Отца назначили начальником дорстроя. Здесь и застала их Великая Отечественная война. Отца призвали на фронт, а Алексей и его сестры, будучи уже подростками, трудились вместе с другими школьниками в тылу — пропалывали колхозную пшеницу. Вспоминает Алексей Григорьевич и летчиков АлСиба, базировавшихся в Тайынше: квартировавшихся по соседству офицеров, землянки летного состава, располагавшихся позади здания ДЮСШ, служившего в то время столовой для летчиков. Сохранились в его памяти и многочисленные падения парашютистов, падение горящих неисправных самолетов при тренировке летного полка…

По окончанию войны вернулся домой отец с ранением, из­-за которого ему ампутировали ногу. В это время уже Алексей заканчивает семилетку и поступает на учебу в Семипалатинский автомеханический техникум, такого рода единственный в Казахстане. Парень с детства был увлечен техникой, мечтал о профессии механика и по окончании учебного заведения вернулся домой специалистом.

Трудовая биография Алексея началась с 1948 года, но специалист был настолько молод, что трудовую книжку  ему завели и сделали первую запись лишь в 1950-­ом году. Работал автомехаником, одним из руководителей на автобазе, затем пригласили на должность начальника ГАИ, в этой должности пробыл 5 лет.

По словам А.Федоренко, заниматься нетрезвыми водителями он не горел желанием, ведь он знал и любил технику, поэтому без сожалений при первой возможности перешел на другое место. Работал механиком пассажирской автобазы, затем направили его преподавать в школу ДОСААФ, в которой он вел подготовку для Советской армии водителей и механиков компрессорных установок военных аэродромов — по Келлеровскому и Красноармейскому районам, позднее стал преподавать в автошколе.

В эти годы подготовил сотни квалифицированных кадров, передав все свои знания и любовь к технике. В течение 5 лет являлся директором автобазы райпотребсоюза, затем переходил на межрайбазу, автобазу транссельхозтехники. С последнего места работы в 1994 году и ушел на заслуженный отдых. За годы труда, а  это 46 лет,  имел немало грамот и благодарностей. Где бы ни работал герой нашей публикации, обладая изобретательской жилкой, он вносил рационализаторские предложения, которые потом воплощались в жизнь. Это было ценным в то время, поэтому Алексей Григорьевич, как рационализатор, постоянно получал грамоты и денежные премии, также к 100-­летию рождения  В.И.Ленина награжден медалью «За доблестный труд».

С выходом на пенсию занялся ремонтом автомобилей, в основном предпочитал налаживать работу карбюраторов, что востребовано чаще всего. Сначала одним знакомым, потом другим… Так и разнеслась весть о человеке, который знает о карбюраторах все, и даже больше! Сегодня к почтенному мастеру продолжают паломничество страждущие водители росавто, да и не в его обычае засиживаться на месте, предаваться воспоминаниям. Трудолюбие, постоянное движение — это главная черта характера, и главный секрет долголетия А.Федоренко. Еще при жизни супруги Галины Витальевны, которой по воле судьбы уже нет более 10-­ти лет, в семье любили заниматься овощеводством, в теплицах, в огороде выращивали на продажу до трех тысяч корней помидор. Теперь это осталось в прошлом, но увлечение техникой — на всю жизнь.

У Алексея Григорьевича — два внука и четыре правнука, без сомнений, они будут гордиться таким дедом и прадедом, который прожил большую жизнь и, благодаря своим трудолюбивым рукам и техническим способностям, приобрел добрую славу народного умельца, мастера — на вес золота.

Алла Бочкор

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *