История традиционного казахского искусства текстильного шитья началась с появлением первых кочевых народов: кыпчаков, уйсуней, огузов. Необходимость создания көрпе была обусловлена чисто практическими соображениями: они заменили кочевникам стулья, одеяла и ковры, в сумках-коржынах брали в дорогу еду, а расшитый орнаментом калта радовал женщин на праздниках подарками. Минули века, но почти в каждом казахском доме неизменно присутствуют такого рода изделия, они придают особый колорит и украшают современное жилье. А если их нет в интерьере, значит они аккуратно сложены в шкафу и дожидаются приезда дорогих гостей, их встретят с особым почетом, расстелив за дастарханом лоскутный квилт, притягивающий взор яркими природными красками и наполненный добротой мастерицы. В очередной раз мы знакомим читателей с одной из хранительницей казахских традиций — ветераном педагогического труда Калампыр Ибраевой, которая, сидя за швейной машинкой, воплотила в жизнь свои мечты, способности к рукоделию и любовь к культурному наследию предков. У всех народных умельцев, независимо от направления их творчества, есть коечто общее: они получают удовольствие от процесса изготовления своих работ, в эти моменты они чувствуют высокий душевный подъем, прилив сил, энергии и вдохновения. В основном они наделены художественными способностями, которые рано или поздно дают о себе знать. Случается так, что человек, занимающийся в течение жизни делом, далеким от творчества, на склоне лет вдруг остро ощущает потребность творить, создавать эстетически красивое и необычное своими руками. Именно так произошло в жизни Калампыр Габбасовны Ибраевой.
Героиня нашей публикации всю свою жизнь посвятила делу обучения и воспитания подрастающего поколения. Об этом мечтали ее родители, которые в пору своей трудной далекой молодости по ряду причин не смогли получить образование, но так мечтали, чтобы дети стали грамотными, уважаемыми в ауле людьми, стали педагогами. И хотя Калампыр Габбасовна с детства хорошо рисовала, любила изобразительное искусство, она не могла разочаровать родителей.
Окончив начальную школу в родном ауле Козашар, К.Ибраева продолжает обучение в с.Тендык, а старшие классы она посещает уже в г.Кокчетаве. В этом городе выпускница поступает на физикоматематический факультет пединститута. К слову, педагогическую стезю выбирает и брат моей собеседницы, и супруги братьев. С дипломом девушка возвращается в родное село, 9 лет преподает в родной школе. Дальше жизнь идет своим чередом — работа, замужество, дети… В 1981 году семья переезжает в районный центр г.Красноармейск. К.Ибраева устраивается в СШ №3, на тот момент стало востребованным изучение государственного языка и Калампыр Габбасовне предлагают преподавать казахский язык и казахскую литературу. Моя собеседница охотно соглашается, получает соответствующее образование и трудится до выхода на заслуженный отдых и еще после этого в течении 8 лет.
Дом, работа, все как у всех, в семье Ибраевых на свет появились сыновья Ерлан, Нурлан, Даурен, Ержан, скучать и мечтать некогда, а в душе у Калампыр Габбасовны все еще теплится желание творчества… Видимо это передалась ей от отца. Он работал в совхозе, построил многие дома в Козашаре, а в свободное время мастерил из дерева шкафы, комоды, разные предметы быта. Старался делать это красиво, аккуратно, украшал орнаментом.
С выходом на пенсию в 2013 году К.Ибраева почувствовала, что пора уделить внимание собственным желаниям. Бытовой ремонт одежды, мелкое шитье быстро переросли в большой творческий процесс, моя собеседница начала шить изделия в казахском национальном стиле, к тому же, атрибуты древних традиций предков стали набирать популярность. Сегодня без них не обходятся обряды «қыз ұзату», «сырға салу» и многие другие обряды на праздниках в любой, даже самой современной казахской семье. Женские головные уборы, нарядные корпе, узорчатые коржыны и калта, «Тос белге» для сватов, дорожки «Ак жол»… Изготовление этого многообразия рукодельница осваивала самостоятельно. Большим подспорьем в этом деле стал Интернет, она с горячим любопытством смотрела мастер-классы на канале «Ютуб», завела общую тетрадь, куда записывала и зарисовывала интересные элементы, технологии изготовления.
С каждой работой приходил опыт, совершенствовалось мастерство, работы стали выглядеть, как фабричные, сделанные специалистами в этом деле. Со временем появились покупатели и заказы. В доме стало неудобно и тесно работать с инструментами, тканями, различными аксессуарами, которые мастерица закупает в Кокшетау и, чаще всего, впрок. Понадобилась мастерская, и члены семьи, а это младший сын, сноха и их дети, решили пристроить специальную комнату для этих целей.
Радости мастерицы не было предела, как только комната была введена в эксплуатацию, в ней загудели электрические машинки Калампыр Габбасовны. То ламбрекены закажут, то обрядовые изделия или корзины, а не так давно К.Ибраева оформила в одной из школ г.Тайынша актовый зал, потом поступил заказ из отдела культуры. Не удивительно, что художественные способности есть и у остальных членов семьи, а сын Нурлан преподает черчение и рисование.
Но удивляет тот факт, что и три снохи мастерицы – Диана, Айнагуль, Асем тоже имеют художественный вкус и способности, они порой вместе со свекровью выполняют заказы, что-то придумывают и советуются друг с другом. И в новоиспеченной мастерской закипает работа, рождаются новые планы и задумки. Кстати, сноха Диана по профессии дизайнер, преподает рисование и черчение. Исключением из общей тенденции является сноха Салтанат, но ее дочери уже увлечены занятием бабушки.
У 67-летней Калампыр Габбасовны 6 внуков и 4 внучки, и юные представительницы рода живо интересуются всем, что происходит в мастерской. Старшая внучка Медина учится в Кокшетауском университете Ш.Уалиханова на дизайнера. И возможно другие члены этой дружной, большой семьи сделают подобный выбор или будут реализовывать свои таланты наряду с обычными профессиями, востребованными в социуме. В любом случае, огонек творчества здесь с годами не погаснет, а зажгла его, и будет поддерживать горение моя собеседница.
— Если я занимаюсь шитьем, я отдыхаю, потому, что мне нравится то, что я делаю. Каждая новая работа приносит радость, и хочется погружаться в это все больше и больше. В тот момент, когда руки творят, вырезая национальные орнаменты, раскраивая дублерин или фетр, поет душа, — делится своими эмоциями мастерица.
И невольно, по-хорошему, начинаешь завидовать таким увлеченным, духовно богатым, одаренным людям, которые тратят свои силы и время не на сериалы, а на полезное дело и создают прекрасное.
Алла Бочкор