«Ботай пырағы» — путешествие в прошлое

18 мая на территории музея-заповедника «Ботай», близ села Никольское Айыртауского района Северо-Казахстанской области состоялся ежегодный открытый фестиваль «Ботай пырағы», приуроченный к Международному дню музеев, а также посвященный памяти известного ученого-историка, археолога Виктора Зайберта, сделавшего сенсационное археологическое открытие ХХ века — Ботайской культуры. На месте, где находится уникальный памятник древности, собрались участники акции «Ночь в музее», в рамках которой организовано это масштабное, зрелищное мероприятие. На фестиваль прибыли гости из разных уголков Северного Казахстана, городов Кокшетау, Петропавловска, Астаны, Костаная, в том числе — учителя истории из Тайыншинского района. Педагог Леонидовской ОШ Сакен Бакиров поделился своими впечатлениями.

Целью ежегодного фестиваля, является популяризация поселения Ботай, как уникального памятника археологии эпохи энеолита, послужившей развитию конно-степной цивилизации, ремесленной, мировоззренческой культур. В этом году площадка музея-заповедника «Ботай» отмечает своё 5-летие.   18 мая здесь побывало более 1200 человек — это любители истории, культуры, археологии, экскурсоводы, преподаватели, студенты, школьники, туристы. Тайыншинский район представляли учителя истории С.Бакиров (Леонидовская ОШ), А.Даутов (Рощинская ОШ), С.Тилек (Келлеровская СШ).

Прежде, чем рассказать о фестивале «Ботай пырағы», хочется напомнить читателям историю открытия и сведения о Ботайской культуре.

Ботайская культура существовала на территории Казахстана в IV тыс. до н. э. Её можно датировать 3700-3100 годами до н. э. Она относится к энеолиту, то есть медно-каменному веку. Своё название она получила от села Ботай в Айыртауском районе СКО. Основным ареалом распространения культуры называют территорию Акмолинской области, локализуются места поселения ботайцев близ Кокшетау, с. Васильковка, с.Красный Яр. За последующие 40 лет было открыто около 20-ти городищ на реках Тобол, Тургай и Чаглинка.

История изучения данной культуры ведётся с 1980 года, когда группа учёных во главе с Виктором Зайбертом обнаружила Ботайское городище. С тех пор на нём было найдено свыше нескольких десятков тысяч находок. В качестве материалов для изготовления орудий труда и предметов быта носители этой культуры использовали кости, глину и камень. Основными их занятиями были: ловля рыбы, охота, коневодство, изготовление орудий и украшений.

Одним из достижений носителей этой культуры является одомашнивание лошадей, которое произошло около 3500 года до н. э. Ботайцы научились получать из кобыльего молока кумыс. Они первыми начали применять сбрую в IV тыс. до н. э. Ботайские лошади являлись предками лошади Пржевальского. Носители культуры не занимались селекцией, и поэтому лошади скрещивались с дикими сородичами. Ботайцы умели делать из камня ножи, копья и наконечники стрел.

По одной из версий ученых, Ботайская культура произошла от Суртадинской культуры Южного Зауралья, поселения последней разбросаны от восточной Башкирии до северо-западного Казахстана.  Ботайский генотип человека относится к древним северным евразийцам. У них отмечены общие черты с обитателями верхнепалеолитических стоянок в Иркутской области РФ. Археологами найдены всего пять черепов носителей ботайской культуры. У этих людей был массивный облик и уплощённая лицевая часть.

В 1981-1983 годы археологическая экспедиция СКГУ им. М.Козыбаева под руководством профессора В. Зайберта обнаружила остатки поселения из 158 сооружений общей площадью 15 га. На поселении Ботай за весь основной период его существования, длившийся несколько столетий, древними людьми было построено не менее 250 полуземляночных жилищ, площадь жилья составляла 20-70 квадратных метров. Они располагались группами, часто примыкали друг к другу и, вдобавок, некоторые соединялись между собой переходами. Все постройки разделяются на жилые и хозяйственные. Как правило, в каждом жилище был один очаг, расположенный на полу, в центре. Не исключено, что в таких жилищах жили родственные общины, представлявшие, скорее, одну хозяйственную ячейку от 40 до 50 человек.

Если в неолитических памятниках на территории Северного Казахстана преобладали орудия, характерные для охоты и рыболовства, то в эпоху энеолита на этой же части лесостепи, в связи с переходом к производящему хозяйству, ведущее место стали занимать инструменты, используемые в деревообработке, скорняжном деле и других видах домашних промыслов. Многочисленную группу составляют изделия из сланцев, известняка, гранита. Широко использовалась разнообразная керамическая посуда. Примечателен набор костяных орудий труда. Многие орудия и предметы имеют на своей поверхности орнаментальные рисунки, загадочные знаки и линии.

Но основной примечательной особенностью находок на поселении Ботай является огромное количество костных остатков. Они находятся везде — и на поверхности земли, и в земле, и в заполнении стен жилищ, и на полу жилищ, и в хозяйственных ямах. И, что интересно, подавляющая масса костей принадлежит останкам лошади, что является одним из главных признаков одомашнивания.

В становлении Ботайской культуры сыграли большую роль племена, населявшие территории между реками Жайык и Иртыш. Многолетние раскопки и изучение этого уникального поселения позволили В. Зайберту обоснованно выделить особую Ботайскую энеолитическую культуру.

Сакен Оралович Бакиров преподает историю в Леонидовской ОШ около 8-ми лет, педагог имеет два высших образования, увлечен своим предметом. По его мнению, такие мероприятия полезны школьникам в обучении. Ведь истинно гласит народная мудрость: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», а посмотреть было на что. Волнующим и интересным оказалось прикосновение к древности, гости фестиваля будто совершили путешествие в прошлое, смогли познакомиться с уникальным памятником древности, артефактами, многое увидели и узнали. Они стали не только зрителями, но и участниками насыщенной программы. Педагоги нашего района, да и все, кто присутствовал на фестивале, получили массу впечатлений.

— Начинался фестиваль с 18-ти часов вечера и длился почти до 23-ех часов. К указанному времени мы прибыли на место проведения — около с.Никольское. Атмосфера праздника была очень теплой, участники и гости фестиваля разных возрастов и категорий проявили большой интерес ко всему происходящему. Состоялись экскурсии по всем площадкам фестиваля, на которых происходили культурные, игровые и развлекательные мероприятия. Вниманию посетителей музея-заповедника «Ботай» были представлены выставка артефактов «Ботай — путь через тысячелетия» — ножи, копья, наконечники стрел и прочее, а также театрализованные действия: имитация процесса одомашнивания лошади, измельчения зерна, показ чистки шкуры древним способом, ловля рыбы и запекание ее на огне, изготовление и обжиг глиняной посуды, приготовление кумыса. Проводился мастер-класс по обработке артефактов, желающие участвовали в работе с археологическими культурными слоями в импровизированном раскопе. Также можно было совершать конные прогулки, принимать участие в различных конкурсах. Например, метание копья и стрельба из лука.

Я попробовал себя в роли лучника и весьма удачно — занял 2-ое место в этом состязании, за что и получил грамоту. Также мы осмотрели реконструированные в 2022 году по научной методике жилища ботайцев, традиционные юрты. На площадке фестиваля проводились народные игры, были сооружены национальные качели — алтыбакан, работали торговые точки с продажей сувениров с символикой ботайской культуры. Выступали певцы и музыканты. Самые яркие моменты фестиваля — театрализованные представления, это битва древних ботайцев, танец шамана в сопровождении «воинов племени», они вызвали большой восторг у нас и у всех присутствующих на празднике.

Конечно, все это было костюмировано, приближенно к действительности и под звездным небом в свете большого костра выглядело эффектно. Кульминацией стало зажжение пламени Ботай и фееричное, огненное шоу творческой группы из города Петропавловска, грандиозный салют в честь профессионального праздника музеев, — поделился Сакен Оралович.

По словам собеседника, нашим педагогам очень понравился фестиваль, все организовано отлично, на высшем уровне. В 2022-ом году С.Бакиров участвовал в турслете в с. Аккудук и тоже получил массу хороших впечатлений. Такие мероприятия нужно проводить, как можно чаще, и чтобы на них могли побывать школьники, ведь современные дети «зависают» в интернете, не замечая, что рядом с ними есть много удивительного и познавательного.

Фестивали, как «Ботай пырағы», помогают в приобщении молодого поколения к истории, обычаям и традициям посредством интересных, креативных и интерактивных форм. А историю родного края должен знать каждый!

Алла Бочкор

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *