Работают  в штатном режиме

«Готовь сани летом…», — говорили наши предки, и это утверждение актуально по нынешний день в любой сфере деятельности человека. Зима не прощает беспечности, недоработок, излишней экономии там, где жизненная необходимость диктует сделать все по максимуму, чтобы в снегах и морозах нашей северной местности быть сытым, здоровым, в тепле и удобстве. Реалии сегодняшнего дня таковы, что в отдельных случаях не все придерживались проверенного веками правила, и в результате в разгаре холодов остановились котлоагрегаты либо случились аварии на теплотрассах в таких крупных городах, как Экибастуз, Рудный. Не обошлось без ЧП и в нашем областном центре. Безусловно, восстановительные работы там ведутся в срочном режиме, и невольно закрадывается мысль: «А все ли в порядке у нас, насколько надежна отопительная система г.Тайынша?».  Чтобы ответить на вполне логичный в связи с происшествиями в вышеупомянутых городах вопрос, мы встретились с директором  ТОО «ТайыншаКоммунСервис» Н.Трифоновым и директором ТОО «ТайыншаЖылуСервис» Н.Бура, которые представили четкую картину деятельности, пояснили, кому может быть жарко, а кому прохладно в нашем, продуваемом ветрами, степном городке.

Директор ТОО «ТайыншаКоммунСервис» Николай Трифонов и директор ТОО «ТайыншаЖылуСервис» Николай Бура руководят своими предприятиями не один год, опыт, предусмотрительность, высокая ответственность этих руководителей является своего рода гарантией от ЧП. Все необходимые работы на котельных города проводятся в летний период и завершаются до наступления холодов, чтобы зимой в домах, детсадах и школах города было тепло и комфортно.  Кто-то может возразить на это, но давайте вспомним хотя бы последний десяток лет, разве были у нас ситуации, как сейчас в Экибастузе? Конечно, нет. А это повод для радости, ощущения надежности и благодарности тем, кто не спит ночами, трудится физически, или контролирует процесс, заботится о людях.

О том, что сделано для бесперебойной работы котельных ТОО «ТайыншаКоммунСервис», рассказал Н.Трифонов.  

— К отопительному сезону мы начали подготовку летом. Полностью осуществили ремонт на ремзаводской котельной. Это и замена колосников, прокладок, смазка задвижек и многое другое. В прошлом году установили новый котел из жаропрочного материала. В железнодорожной котельной полностью проведена реконструкция котлооборудования, старые котлы демонтированы и установлены 3 новых котла, 3 дымовые трубы, 3 экономайзера.

Несмотря на морозную погоду, мощности одного котла хватает на отопление объектов территории ЖД. Благодаря тому, что в теплый сезон мы подготовили все оборудование и сеть к зиме, сегодня работаем в штатном режиме, и надеемся, что отопительный сезон, который начался в этом году 26 сентября, пройдет благополучно.

Уголь на котельных имеется в достаточном объеме, заключены договоры с двумя поставщиками. В октябре были небольшие задержки с поставками топлива, но так как в городе действует несколько угольных тупиков, мы воспользовались их предложениями. Поэтому задержки не отразились на температурном режиме в домах города. В среднем железнодорожная котельная потребляет 12 тонн угля в сутки, ремзаводская —  6-7 тонн. Кроме жилого сектора, многоэтажных домов, мы отапливаем социальные объекты: СШ №4, детский сад «Болашак», авто и ЖД вокзалы, коммерческие объекты.

Конечно, мы постоянно контролируем  температурный режим наших объектов. Не так давно небольшое отклонение от него наблюдалось в СШ №4. Мы сразу же выехали, чтобы разобраться в причине. Температура на подходе к школе соответствовала норме, а это +60°- +65°. К слову, в железнодорожной котельной, благодаря автоматической системе, она несколько выше. При подаче в здание по стандарту потеря около 8°. Норма в помещении +21°. В этом случае температура немного не соответствовала стандартам. По большей части это наблюдалось в одном кабинете. Причиной прохлады в классе, расположенном с восточной стороны, стал частично восточный ветер, и оконная щель. Руководство школы сразу же приняло меры, оббив окно полиэтиленовой пленкой. 

В 70% случаев, когда не утепленные окна, двери, всевозможные щели и трещины становятся причиной утечки тепла.

Мы со своей стороны выполняем обязательства и нормативы, поэтому каждый хозяин тоже летом должен позаботиться о своем жилье, ремонте, утеплении. Еще хочется сказать, что многие нами отапливаемые дома построены более 50-ти лет назад, отопительная система в доме могла тоже прийти в негодность. В особенности обрастает накипью внутри стояк, жильцы должны сами думать об этом, как и владельцы частных домов и производить замену, чтобы не жаловаться на прохладу зимой. В наши обязанности входит — довести тепло до объекта, и мы свою задачу выполняем. Среди наших объектов находится дом, построенный для работников Ремзавода. По его проекту в нем не имеется подвального помещения, а разводящие водо- и теплосети проходят на крыше дома, они не утеплены, фактически жильцы отапливают улицу, поэтому и оплата у них за отопление будет больше, — продолжает беседу Николай Николаевич.

— Штат рабочих у нас укомплектован полностью, в каждой котельной трудятся по 8 кочегаров. В ремзаводской котельной — ручной труд, поэтому смена составляет 12 часов, в ЖД котельной — автоматизирован, там смена длится 24 часа. Кроме того, у нас есть две аварийно-восстановительные бригады из сантехников и слесарей. В эти морозы участились случаи замерзания водопровода. Мы выезжали на места, но в массовых случаях мы физически не успеваем ко всем обратившимся, поэтому советуем каждому заблаговременно сделать утепление на входе в дом, хотя бы снегом зимой. А в случае замерзания воды в трубе попробовать воспользоваться феном для сушки волос, во многих случаях это эффективно и не нужно ждать приезда специалистов.

В заключение хочется призвать, чтобы с уважением и пониманием относились к людям, которые трудятся в котельных. Это нелегкая работа, в ночное время, в выходные или праздничные дни, рабочий процесс кочегаров проходит в угольной и зольной пыли. Не каждый пойдет на это.

Кроме того, специфика работы такова, что в 5 утра у нас производится чистка котлов от шлака, загрузка новой партии угля, уборка помещения, для того, чтобы в 9 утра состоялась пересмена. В этот очень напряженный и трудоемкий момент температура может понизиться на несколько градусов, пока не разгорится топливо. К сожалению, по мнению некоторых тайыншинцев, прохладно становится, потому, что кочегары задремали на утренней зорьке, — говорит Николай Николаевич.

Работа в ТОО «ТайыншаЖылуСервис» также идет своим чередом, об этом поведал директор предприятия Н.Бура.

— Мы отапливаем целый ряд социальных объектов — четыре школы, детский сад, ЦСО, объекты госструктуры, больницу, многоквартирные дома. Хозяйство у нас не маленькое — 100 тысяч квадратных метров, 11 км теплотрассы.  Работает три котельные — центральная и две еще в двух школах. В этом году добавились новые потребители — СОМовские дома, мегамаркет «Светофор».

За счет госбюджета проведены две новые теплотрассы. Первая проходит через центральную площадь и охватывает такие объекты, как РОП, Казначейство, УГД, дом «Андрей», мечеть, и другие.  Благодаря этой ветке, появилась возможность подключить  магазин «Светофор». Вторая новая теплотрасса прошла по новому маршруту к ДШИ, что дало возможность подсоединить еще три многоквартирных дома.

Текущим ремонтом в котельных мы занимались все лето, заменили один теплообменник, установили на два котла современные насосы, заменили цепь золоудаления.

В нашем хозяйстве всего 18 насосов, каждый из них прошел техническое обслуживание, заменили валы или подшипники, провели промывку и очистку теплообменников, переварили сеть водоснабжения, сделали многое другое. Словом, работы было достаточно, трудились на совесть, чтобы зимой не было проблем. Благодаря всему этому, отопительный сезон проходит в штатном режиме, температурный режим соблюдается  — на выходе +80°. Но без текущих вопросов и мелких проблем не обходится, выезжаем на места, по жалобам потребителей. Хотя чаще всего они не обоснованы. Каждый должен следить за отопительной системой своей квартиры, делать вовремя промывку, очистку, замену труб, утеплять жилье. Потому возникают отдельные жалобы, что у соседа теплее, чем у меня. Или в прошлом году было лучше, чем в этом.

Проблемы с углем решены, ситуация нормализовалась, топливо у нас есть. Хотя его наличие, а в сутки мы сжигаем до 40 тон угля, полностью зависит от оплаты услуг потребителем. Ежегодно мы имеем десятки должников, одни не задумываясь ни о чем, платят не ежемесячно, а два раза в год, другие вообще сменили ПМЖ или временно уехали, не уплатив за отопление. 

Когда мы вовремя не платим за покупку угля, к нам применяют санкции, штрафы. Повышается оплата за электроэнергию, стоимость за тонну топлива и нам нужны средства на все это, а также на ремонт в котельных, транспортные расходы. К сожалению, многие тайыншинцы не задумываются, что от них зависит, тепло ли будет в квартирах и школах города. 

Но это еще не один пункт безответственного отношения потребителей тепла. Без согласования с нашим предприятием ставят насосы для увеличения теплообмена, врезают краны, чтобы пользоваться горячей водой, что вообще запрещено, ведь это влечет дополнительный расход угля, нагрузку на оборудование. Тайная установка насосов — это отдельная тема. Сделавший это потребитель может существенно охладить жилье соседа. И причину плохого теплоснабжения у соседа не сразу определишь, а ведь он платит за тепло такую же сумму, — сетует Николай Станиславович.

Сегодня оплата за отопление вполне умеренная, она зависит от квадратуры жилья, от погодных условий, ее стремятся сдерживать в определенных рамках, несмотря на рост цен. Мой собеседник подчеркивает, что при этом предприятие, поставляющее тепло, вынуждено на чем-то экономить, даже на зарплате своих работников, на жизненно-важном ремонте котельного оборудования и многом другом. А это как раз та ситуация, где скупой заплатит дважды, когда случится ЧП. 

По мнению Н.Бура, необходимо повысить оплату по тарифу хотя бы из уважения к людям, которые день и ночь работают на грязном вредном производстве, вручную разгружают уголь, дышат пылью и получают на руки зарплату чуть более 70-75 тысяч тенге.  И прежде, чем выражать возмущения, нужно понимать что многое зависит не от конкретной организации, а еще от нас с вами, от понимания сути многих вещей.

Алла Бочкор

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *