Мы завершаем наш рассказ о том, как строился Петрокок. Начальные публикации в изданиях за №7 от 11 февраля, №10 от 25 февраля, №16 от 1 апреля. Описывая тяготы и лишения, с которыми прокладывали эту магистраль, мы, наконец, подошли к кульминационному моменту. Работы по укладке железнодорожного полотна закончились летом 1922 года, но, чтобы линия функционировала, как полагается, еще многое предстояло сделать, и этот процесс тянулся еще не один год. В начале июля состоялось открытие железнодорожного пути Петропавловск-Кокшетау.
Как рассказал один из жителей Тайынши Владимир Лаврентьевич Швец, его отец в числе строителей железной дороги и других жителей сел присутствовал на открытии Петрокока. По его словам, в этот торжественный момент, который проходил в первых числах июля, людей собралось на станции Тайнча огромное количество. Все встречали с почетом паровоз, который здесь и осуществил дозаправку водой.
Состоялся митинг, звучали речи руководства, предоставили слово и рабочим-передовикам. Торжество сопровождалось игрой духового оркестра будущего города, в этом принимал участие и духовой оркестр из с.Мироновки. Кто-то получил премии, кому-то объявили благодарность. Словом, мероприятие прошло соответственно советским традициям. Писатель В.Терещук так описывает момент открытия Петрокока: «Медленно двигающийся паровоз, перехваченный спереди красным кумачом, с водруженным на самой макушке красным знаменем, тащил за собой несколько вагонов. По обе стороны из окон и дверей торчали чумазые лица строителей. Лучшим из лучших было доверено открыть этот первый рейс по стальным путям СарыАрки. Словно забыв пережитые холод и голод, болезни и мятежи, набеги банд и неустроенность быта, первопроходцы радовались, пели, шутили, приветствовали тех, кто встречал их у разъездов и на станциях. К новой магистрали выходили стар и млад. Удивлению железным чудом, окутанным паром и дымом, не было границ. На остановках местные жители подбегали к составу, залезали в вагоны, на локомотив, рассматривали их, расспрашивали о чудо-технике, поражались ее силе и скорости». А скорость тогда была 15-20 км в час! В Кокчетав этот паровоз прибыл в полдень, на тот момент еще не было ни вокзала, ни перрона, а условная станция находилась за городом. Как и полагается, там организовали митинг по этому случаю.
3 июля в Петропавловске состоялась Акмолинская губернская конференция, на которой зачитали телеграмму от В.И.Ленина со словами благодарности всем, кто строил эту магистраль, а затем на конференции составили ответный текст вождю пролетариата.
Несмотря на отсутствие инфраструктуры магистрали, жилья железнодорожников, слабое качество положенной линии, Петрокок начал функционировать и трудиться ему пришлось в полную силу. Из Акмолинской губернии везли зерно, мясо, шерсть, кожи, а в губернию завозили кирпич, металл, промышленные товары для магазинов, медикаменты, учебники и прочее. Таким образом, мучительное строительство железной дороги начало оправдывать себя, способствовать развитию региона. Грабительский вывоз зерна из Кокчетавского уезда тоже приобрел иной статус, ведь у крестьян больше не было своих посевов, вся земля перешла в колхозы, они-то и поставляли государству продукцию наших степей, а к нам привозили то, что здесь не производилось. Если вспомнить историю края, то по этой магистрали везли в 30-ые годы депортированных, по ней уезжали на войну с фашистскими захватчиками наши земляки.
Напомню, что развитие железнодорожной инфраструктуры Петрокока, после открытия этой линии, интенсивным не назовешь. Чтобы построить все необходимое требовалось время и материалы, но их все также не хватало, а со смертью В.И.Ленина (31 января 1924 года), Правительство Москвы потеряло интерес к этой магистрали, перестали выделять средства, позднее поступила рекомендация свыше — завершать за счет местных ресурсов. Не трудно догадаться, что они были крайне истощены, как и молодое Советское государство. Доведением до ума занялось паевое товарищество, в составе которого находились НКПС, краевые и губернские органы. Дело двигалось медленно, и пока магистраль начала функционировать в полном режиме, прошло немало времени.
И все же, огромные усилия наших жителей не пропали зря, проложенная железнодорожная линия стала дорогой к новой жизни нашего края! А уносящийся в даль звонкий стук колес современных локомотивов стал частью ежедневной гаммы звуков рабочих будней на тайыншинской земле.
Алла Бочкор, при подготовке серии публикаций о юбилее Петрокока использованы материалы, собранные писателем В. Терещуком (г. Кокшетау), воспоминания жителя г. Тайынша В. Швеца, данные архива г. Кокшетау и интернет- сайтов