Архивистами Тайыншинского районного филиала КГУ «Северо-Казахстанский Государственный архив управления культуры, развития языков и архивного дела акимата Северо-Казахстанской области» проводится работа по научно-технической обработке документов КГУ «Отдел образования Тайыншинского района», а именно обработка документов школ Тайыншинского района.
В связи с организацией районов, организованы в 1934 году Красноармейский районный отдел народного образования, в 1939 году — Чкаловский районный отдел народного образования, в 1936 году — Келлеровский районный отдел народного образования.
С этого момента жители нашего района сделали большой шаг к началу ликвидации безграмотности населения. Формы обучения школ были различны, но в период становления образования преобладали начальные и семилетние. Согласно данных архива, примерно с 1970 года форма образования перешла на обязательное восьмилетнее обучение. Выпускники восьмилетних школ могли продолжать образование с 9-10 классами в полных общеобразовательных средних школах.
Помимо этого, в школах действовали группы продленного дня, открывались вечерние, очные и заочные школы, межшкольные учебно-производственные комбинаты, имелись и интернаты при школах. Открываемые школы отвечали многонациональному составу населения. Открывались школы на казахском, русском и немецком языках обучения.
С 1987 года в результате новой формы вводится 11-летнее образование со сдвигом всех классов, начиная с четвертого, на год вперед.
С обретением независимости началось формирование новых подходов к развитию образования. Указом Президента Республики Казахстан от 2 мая 1997 года при упразднении Чкаловского, Келлеровского и Красноармейского районов, районные отделы образования объединены в один Тайыншинский районный отдел образования.
В ходе обработки документов встречаются давно забытые факты истории. Сам характер документов был иной. Форма изложения текстов приказов, протоколов заседаний педагогических советов отражает дух того времени, когда воспитание учеников формировалось на основе нравственности, советского патриотизма и пролетарского интернационализма.
Протокола заседаний педагогических советов содержали оценку нравственности поведения учеников, учителей и родителей. Например, за плохое поведение или низкий уровень знаний ученика, родителей могли пригласить не только на педсовет, но и сообщить руководству, где они работали, чтобы те приняли во внимание их методы воспитания (объявляли выговор и др.). За плохое поведение, нарушение дисциплины и низкую успеваемость — отчисляли со школы. В современной системе образования этого нет.
Ученики принимали активное участие в жизни района, особенно в период полевых работ: посев и уборка картофеля, насаждение деревьев и кустарников, заготовка сена и кормов. Проводились соревнования среди учащихся. Например, кто больше соберёт металлолома или макулатуры. Результаты довольно часто оповещались в местных газетах. Что многократно побуждало учеников принять участие в подобных соревнованиях. Вот так приобщали детей к труду.
С тех пор прошло немало времени. Система образования постоянно развивается, ведь необходимо усовершенствовать методы, принципы и походы к учебе. Но цель всегда одна: повысить уровень образования учащихся.
Хочу перечислить несколько школ, название которых можно встретить лишь в архивных документах: Севастопольская СШ, Белоярская СШ, Золоторунная ОШ, Талдыкульская ОШ, Сугурбайская ОШ, Новоберёзовская ОШ, Авраамская СШ, Розовская НШ, Южная НШ, Ворошиловская НШ, Богатыровская НШ и др.
Не все школы смогли сберечь документы в полном объеме. Не так много документов со времен образования школ. Сдали документы на хранение практически в полном объеме и довольно в хорошем состоянии такие школы, как Яснополянская СШ, Летовочная СШ, Краснополянская СШ, Зеленогайская СШ, Алаботинская СШ, Краснокаменская ОШ, Любимовская НШ, Макашевская СШ, Большеизюмовская СШ, Горьковская СШ, Донецкая СШ, Дашкониколаевская ОШ, Зареченская НШ, Ильичевская СШ, Ильичевская ОШ, Калиновская ОШ, Келлеровская СШ, Кировская СШ, Краснодольская ОШ, Краснокиевская СШ, Чермошнянская СШ, Подлесная СШ.
По большей части, документы используются для оказания государственной услуги в области архивного дела «Выдача архивных справок, копий архивных документов или архивных выписок». Наша цель сохранить документы, которые очень нужны и важны, не только для услугополучателей, но и для тех, кто собирает историю по крупицам.
Оксана Есмуханова, архивист Тайыншинского районного филиала КГУ «СевероКазахстанский государственный архив управление культуры, развития языков и архивного дела акимата СКО»